МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                                      СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
                                                                г.Богородицка Тульской области                                                                                                                   
     
 
                                                                                                              Понедельник, 29.04.2024, 15:27
Приветствую Вас Гость
 
                    
                                       
                                                         Главная | Регистрация | Вход | RSS
 

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 82

Календарь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Телефон доверия

СОЧИ-2014

Главная » Файлы » Нормативно-правовая база » Образовательные программы

Внеурочная деятельность
11.07.2014, 20:21

Пояснительная записка.

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" составлена для работы с младшими школьниками и направлена на развитие познавательной деятельности. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

          Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

          Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;

 

  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Сроки реализации программы: 2года.

Формы занятий: игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы, проекты.

Режим работы: 1раз в неделю (35 – 40 минут).

Планируемые результаты: 3-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

4-й класс

Личностные результаты:

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;  

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Формы подведения итогов реализации данной программы:

Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря   трудных слов», «Словаря многозначных слов".

Конкурс « Грамотеев».

Проект « Антонимы в математике», «Слова – родственники»,«Они пришли к нам из Франции»,  «Гости из Англии» и т. п.

Проведение школьного тура олимпиады.

Устный журнал «Пословица – всем углам помощница».

Творческая работа «Сказки и стихи о знаках препинания».

Лингвистический турнир «Тайны русского языка».

 

Учебно – тематический план. 3 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

 

 

1

2.

Слово или не слово.

2

1

 

3

3.

Слово одно, а значений несколько.

 

2

3

1

6

4.

Слова – близнецы (омонимы).

2

2

 

4

5.

Слова – друзья (синонимы).

2

2

1

5

6.

Антонимы.

2

5

1

8

7.

Слова  –родственники.

2

4

1

7

 

 

 

 

 

34

Учебно – тематический план. 4 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

 

 

1

2.

Происхождение слов.

1

2

 

3

3.

Устаревшие слова.

2

4

1

7

4.

Новые слова.

1

2

1

4

5.

Слова – пришельцы.

1

2

1

4

6.

Крылатые слова.

1

4

 

5

7.

Олимпиадные задания.

1

8

1

10

 

 

 

 

 

34

Содержание программы.

3 класс.

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

В чём богатство и красота русского языка. Какие бывают слова? Слова бывают разные.

Тема 2. Слово или не слово? (3 ч.)

 Составление слов. Значение слов. «Метаморфозы», происходящие со словами, если а) в них заменять буквы; б) добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки. Для чего надо знать значение слов. Когда слово может потерять своё значение.

Тема 3.Слово одно, а значений несколько.(6 ч.)

Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Изготовление и презентация коллективного «Словаря многозначных слов».

Тема 4. Слова – близнецы (омонимы).(4 ч.)

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Их отличие от многозначных слов. Сколько может быть омонимов. Почему важно различать значения слов – близнецов. Что нужно знать, чтобы не допускать ошибок в речи.

Тема 5.Слова – друзья (синонимы). (5 ч.)

Слова, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут обозначать предметы, действия, признаки. Сколько может быть синонимов в одном ряду. Зачем надо знать много слов – синонимов. Синонимы в художественных текстах. Подготовка и проведение конкурса « Грамотеев».

Тема 6. Антонимы.( 8ч.)

Слова, разные по звучанию с противоположным значением. Антонимами могут слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями, но и однокоренные слова. Все ли слова имеют антонимы? Антонимы в пословицах и поговорках. Проект « Антонимы в математике». Презентация проекта.

Тема 7. Слова – родственники.(7 ч.)Какие слова называются родственными. Как образуются родственные слова. Зачем нужно уметь подбирать родственные слова. Подготовка и проведение конкурса стенгазет по теме «Слова – родственники». Происхождение некоторых слов. Приём ассоциации. Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».

4 класс.

 Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности проведения занятий. Чем будем заниматься на занятиях нашего кружка.

Тема 2. Происхождение слов.(3 ч.)

Какая наука занимается происхождением слов? Происхождение названий птиц, насекомых, рыб, грибов, растений. Что надо делать, чтобы разгадывать секреты названий?

Тема 3. Устаревшие слова.(7 ч.)

Историзмы. Архаизмы. Почему одни слова живут долго, а другие исчезают. Иногда старым становится только слово, а предмет остаётся. Где можно встретить устаревшие слова? Подготовка и проведение праздника «Старину мы помним, старину мы чтим!»

Тема 4. Новые слова.(4 ч.)

Неологизмы. Как появляются новые слова? Новые имена и названия. Новые слова обязательно создаются по образцу старых. Подготовка заданий к викторине «Знаешь ли ты новые слова?». Проведение викторины.

Тема 5. Слова – пришельцы.(4 ч.)

Заимствованные слова. Приметы заимствованных слов. Этимология этих слов. Подготовка стенда с рубриками «Они пришли к нам из Франции», «Гости из Англии» и т. п.

Тема 6. Крылатые слова. (5 ч.)

Фразеологизмы. История возникновения некоторых из них. Многие устойчивые обороты близки по значению одному слову. Невозможность замены слов в фразеологизмах.  Переносное значение фразеологизмов. Составление рассказов  по фразеологическим оборотам.

Тема 7. Олимпиадные задания.(10 ч.)

Что такое олимпиада? Требования к олимпиадным заданиям. Работа над заданиями олимпиад. Самостоятельный подбор олимпиадных заданий для ребят 1 – 2 классов. Проведение школьного тура олимпиады.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение курса

Название раздела

Форма

занятия

Методы организации занятия

Техническое оснащение

3 класс

1.Вводное занятие

2. Слово или не слово.

3. Слово одно, а значений несколько.

 

4. Слова – близнецы (омонимы).

5. Слова – друзья (синонимы).

6. Антонимы.

7. Слова  –родственники.

4 класс

1. Вводное занятие

2.Происхождение слов.

3.Устаревшие слова.

4.Новые слова.

5.Слова – пришельцы.

6.Крылатые слова.

7.Олимпиадные задания.

Беседа

Проект

Викторина

Практикум

Моделирование

беседа

 

Беседа

Проект

Игра

Проект

Викторина

Практикум

 

Беседа

Проект

Игра

Проект

Викторина

Практикум

 

Словесный

наглядный

практический

 

 

 

 

Словесный

наглядный

практический

 

Словесный

наглядный

практический

 

Словесный

наглядный

практический

Словари

Репродукции иллюстрации

Карточки с играми и заданиями

Тексты для работы на занятиях

 

иллюстрации

интернет

презентации

 

иллюстрации

интернет

презентации

Карточки с играми и заданиями

Тексты для работы на занятиях

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учителя:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

Список литературы для учащихся:

1.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

2.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

3.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

4.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г

 

 

 

 

 

 

 

Планирование занятий

Тема занятия

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

 

 

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25-26.

 

27.

28.

29.

30.

31.

 

32.

 

 

33.

 

34.

Чистоговорки и скороговорки. Кто быстрее?

Ударение и его фокусы.

Многозначные слова.

Словари и их роль в жизни человека.

Как работать со словарем.

Переносное значение слов.

Крылатые выражения.

Синонимы и антонимы.

Загадки и отгадки. Сочини свою.

Что такое рифма. Игра «Доскажи словечко»

Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.

Эпитеты и сравнения.

Допиши стихотворение.

Чудесные превращения слов.

Тематические группы слов.

Словосочетание и предложение.

Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи

Народные приметы в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки.

 Игра «Да-нетка».

Салат из сказок.

Сказки наоборот.

Собери пословицу (о дружбе и труде).

Шарады по русскому языку.

Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.

Текст – описание.

Устное сочинение – описание «Домашний любимец»

Сочинение загадок.

Текст – повествование.

Устное сочинение – повествование «Случай на каникулах»

Текст – рассуждение.

Знакомство с текстом – рассуждением на примере из произведений русских писателей.

Устное сочинение – рассуждение «Зачем я учусь в школе »

Практикум «Говори правильно»

 

 

3 класс     «Занимательное словообразование» 

Тематическое планирование. (34 часа)

 

Тема занятия

Кол-во часов

1

Сказочное царство слов .  

1

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

8- 9

Добрые слова.

2

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова- антонимы.

1

17

Слова- омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19- 20

В королевстве ошибок.

2

21-22

В стране Сочинителей.

2

23-24

Искусство красноречия.

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

Трудные слова.

2

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное слообразование.

1

34

КВН по русскому языку.

1

Итого 34 часа

 

Содержание занятий.

 

Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

 

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

 

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

 

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

 

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

 

Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

 

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

 

Тема 13Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

 

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

 

Тема 16. Слова-  антонимы  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

 

Тема17.  Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

 

Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

 

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

 

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

 

Тема 23-24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

 

Тема 25Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

 

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

 

Тема 28-29Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

 

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

 

Тема32.  Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

 

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

 

Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Учебно – тематический план. 3 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

 

 

1

2.

О самых дорогих словах.

1

3

1

5

3.

Сколько слов вы знаете?

1

3

 

4

4.

Чудесные превращения слов.

1

2

 

3

5.

Звуки в слове.

2

4

1

7

6.

Тематические группы слов.

3

3

1

7

7.

Трудные слова.

2

3

1

6

 

 

 

 

 

33

 

Учебно – тематический план. 4 класс.

Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

массовые мероприятия

1.

Вводное занятие

1

 

 

1

2.

Пословицы и поговорки.

1

2

1

4

3.

Текст.

2

2

 

4

4.

Орфография.

3

6

1

10

5.

Пунктуация.

1

4

1

6

6.

 Части речи.

1

5

 

6

7.

Итоговая работа.

 

2

1

3

 

 

 

 

 

34

 

4 класс.

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности проведения занятий. Чем будем заниматься на занятиях нашего кружка.

Тема 2. Пословицы и поговорки.(4 ч.)

Пословица – это мудрое народное изречение. Чему учат пословицы? Роль пословиц в речи. Подготовка и проведение устного журнала «Пословица – всем углам помощница».

Тема 3. Текст.(4 ч.)

Что такое текст?  Типы текстов: научный, художественный, деловой. Диалогические и монологические тексты. Заглавие текста. Тема текста. Работа над текстом.

Тема 4. Орфография.(10 .)

Безударные гласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Правописание гласных после шипящих и ц. Правописание безударных окончаний  всех частей речи. Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?».

Тема 5. Пунктуация.(6 ч.)

Знаки препинания. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения, в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью. Творческая работа «Сказки и стихи о знаках препинания».

Тема 6. Части речи.(6 ч.)

Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор частей речи.

 Тема 7. Итоговая работа.(3ч.)

Подготовка и проведение лингвистического турнира «Тайны русского языка».

 

Категория: Образовательные программы | Добавил: shk-malcev
Просмотров: 1986 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: