I. Введение.
В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. А потому одно из направлений проекта национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" так и называется - здоровье школьников.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание - приоритетные направления государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране.
И все же статистика подтверждает: показатели здоровья школьников неутешительны.
К сожалению, здоровье детей вызывает большую тревогу и требует активных действий школы, семьи. Врачи – педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе обучения в школах разного типа. К старым «школьным болезням» : близорукость. сколиоз, анемия – добавились новые. У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства, нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост.
К социальным причинам ухудшения здоровья детей добавляются школьные факторы: усложнение учебных программ, несоответствие школьной мебели, не всегда полноценное питание .Образовательная среда – понятие комплексное. В него входит всё, что окружает ребёнка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, освещённость, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объём дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками. Как сохранить и улучшить здоровье детей и подростков в режиме школьного дня? Как создать такие условия обучения, чтобы ребенку было комфортно и психологически, и физически, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья?
Это относится и к нашему ОУ. Анализ динамики здоровья детей с 2006 по 2010 учебные годы обнаружил, что показатели здоровья нестабильны и наблюдается снижение количества детей, не имеющих отклонений в здоровье. В школе сохраняется высокий уровень хронических болезней органов пищеварения. И главная проблема здесь – неправильное питание. Дети приходят в школу с уже сформированными в семье вкусовыми предпочтениями, поведенческими подходами к питанию.
Группой риска по организации питания являются и школьники старших классов, для которых нормой стали нарушения в режиме питания, предпочтение буфетной продукции, поэтому необходимо в школе создать систему непрерывного гигиенического обучения учащихся и родителей вопросам здорового (рационального) питания как составной части формирования здорового образа жизни. Важно активизировать работу общешкольного родительского комитета по увеличению охвата горячим питанием учащихся средних и старших классов.
Не случайно одним из важнейших направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» является здоровьесбережение школьников. Дети проводят в школе значительную часть дня, и, как отметил президент Дмитрий Медведев, «именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь». Поэтому перед педагогами встают две основные задачи: сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в школу, и воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни.
Заявленная проблема актуальна не только для нашей школы, но и в масштабах страны. Всё это подтверждает, что в образовательных учреждениях необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. ОУ в зависимости от ресурсных условий функционирования, особенностей социального окружения, специфики территории и других факторов выстраивает свою модель работы по сохранению здоровья школьников и формирования ценностного отношения к нему. Подход к укреплению здоровья учащихся должен быть комплексным (медицинская и психологическая помощь, образовательная деятельность: учебная и внеурочная, внешкольная работа и т.д.).
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
Главная наша задача - снизить школьные факторы риска, связанные с неудовлетворительными условиями обучения, нерациональной организацией учебного процесса, низкой двигательной активностью, несоответствием методик обучения возрастным возможностям школьников.
Разработчик Программы:
- директор;
- заместитель директора по ВР;
- учитель физкультуры;
- медсестра.
В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, педагоги, медицинский работник и технический персонал.
II. Нормативно-правовая база программы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон Тульской области «Об образовании»;
- Национальный проект « Наша новая школа»;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
III. Цель программы:
- Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы.
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
- Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
- Изменение организации образовательного процесса в школе и внешкольной работы с целью улучшения состояния здоровья и качества жизни детей.
- Создание условий для укрепления, сохранения и компенсации здоровья учащихся через адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям школьников и путем введения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, диагностики уровня актуального развития.
- формирование социально успешного молодого человека с позитивным отношением и мироощущением, обладающего толерантностью, креативностью и навыками здорового образа жизни.
- формирование у школьников и их родителей представления о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья. Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
IV. Задачи.
1. Отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2. Выявление уровня здоровья учащихся и анализ его с целью определения тенденций и перспектив деятельности педагогического коллектива в указанном направлении.
3. Определение факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье учащихся в режиме дня школы. 4. Определение возможностей, условий и основных направлений совместной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
5. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
6. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
7. Организация системы профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
8. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей, подготовка кадров в системе сохранения здоровья учащихся.
9. Разработка нормативно-правового обеспечения.
10.Укрепление материально-технической базы.
11. Соблюдение валеологических требований на занятиях, создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
V. Прогнозируемый результат реализации программы.
· Сформированность мотивации на здоровый образ жизни у всех участников образовательного процесса.
· Постепенное снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
· Сформированность валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей.
· Создание школьной модели профилактики и коррекции социально-вредных явлений (табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания).
· Создание школьной модели социально-педагогической поддержки детей «Группы риска».
· Организация совместной деятельности медицинской сестры, психолога, педагогов по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности.
· Осуществление систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров.
· Проведение мониторингов здоровья, физической активности, двигательной активности.
· Создание банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося и использование этих данных для медико – психолого – педагогического сопровождения учащихся.
· Внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей. Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
· Позитивная динамика результатов обученности за счет сохранения количества уроков, пропущенных по болезни.
· Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьниками через овладение ЗОЖ.
· Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
· Повышение уровня психологической комфортности в системе «ученик – учитель».
· Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.
· Создание единого здоровьесберегающего пространства «детский сад – школа – учреждение культуры».
· Главное: здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.
VI. Участники программы.
Учащиеся;
Классные руководители;
Учителя – предметники;
Школьная медсестра;
Технический персонал;
Врач – педиатр, закрепленный за учреждением;
Врачи – специалисты;
Родители. VII. Основные направления деятельности.
Интеграция образовательного и оздоровительного процесса – научно-обоснованная и строго регламентированная.
№
п/п |
Направления |
Сроки |
1. |
Создание оздоровительной модели образовательного учреждения |
до 2015 г |
2. |
Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям |
Сентябрь - ноябрь |
3. |
Валеологический анализ расписания уроков |
Сентябрь, январь |
4. |
Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-4-е классы). |
В течение всего года |
5. |
Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов. |
В течение всего года |
6. |
Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии. ОБЖ и др. |
В течение всего года |
7. |
Контроль за выполнением норм самообслуживания. |
Октябрь, декабрь, март. |
8. |
Контроль за правильным использованием ТСО |
Ноябрь,февраль. |
9. |
Валеологический анализ урока |
Декабрь |
10. |
Повышение валеологической грамотности учителей. |
Январь |
11. |
Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов |
Май |
12. |
Ввести в школьный курс предмет «Валеология». |
Сентябрь |
Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных
факторов среды обитания.
№ п/п |
Направления |
Сроки |
1. |
Создание паспорта «Здоровье.». |
Сентябрь – октябрь |
2. |
Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). |
Октябрь – март |
3. |
Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. |
Сентябрь – март |
4. |
Запуск медико – педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу (с учётом сложности программы обучения). |
Апрель - май |
5. |
Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. . Профилактическая и коррекционная работа.Сентябрь |
В течение всего года |
6. |
Своевременное выявление факторов риска для здоровья и развития детей. Разработка мероприятия по их устранению. |
В течение всего года |
7. |
Осуществление медико-психолого-педагогического мониторинга при зачислении детей в школу. |
март, август |
Пофилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявления отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
№ п/п |
Направления |
Сроки |
1. |
Плановый медосмотр. |
Сентябрь, январь |
2. |
Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов.
|
Сентябрь – октябрь |
3. |
Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов. |
В течение всего года |
4. |
Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация. |
В течение всего года |
5. |
Плановая диспансеризация учащихся и педагогов. |
Октябрь, май |
6. |
Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов). |
В течение всего года |
7. |
Контроль за состоянием рабочей мебели. |
Ноябрь, февраль |
8. |
Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации. |
Январь, май |
9. |
Плановая диспансеризация учащихся. |
Февраль – апрель |
10. |
Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещении школы. |
Май - август
|
Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа - скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс (в частности, курса валеологии для учащихся младших, средних, старших классов).
№ п/п |
Направления |
Сроки
|
1. |
Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно – воспитательного процесса. |
Сентябрь – ноябрь |
2. |
Обеспечение научно – методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов. |
В течение всего года |
3. |
Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов. |
Декабрь - январь |
4. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации ЗОЖ (педсоветы, работа ШМО, совещания, курсы). |
В течение всего года |
5. |
Выявление здоровьесберегающего потенциала школьного урока. |
В течение всего года |
6. |
Разработка программы наблюдений за здоровьесберегающим потенциалом уроков и посещение их в соответствии с разработанным графиком. |
В течение всего года |
Информационно – просветительская работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
№ п/п |
Направления |
Сроки |
1. |
Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дней здоровья. |
В течение всего года |
2. |
Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек). |
В течение всего года |
3. |
Создание банка материалов «За здоровый образ жизни». |
К 2015 году |
4. |
Проведение школьных конкурсов: «Самый здоровый класс», «Спортсмен года» и т.д. |
В течение все-го года |
5. |
Сотрудничество с родителями (просвещение, привлечение к деятельности, выработка совместных решений и т.д.). |
В течение все-го года |
Создание материально-технической базы:
№
п/п |
Направления |
Сроки |
1. |
Создание профилактического кабинета и комнаты отдыха. |
До 2015 года |
2. |
Приобретение тренажёров, спортивного инвентаря. |
До 2015 года |
3. |
Оборудование спортивной площадки. |
До 2015 года |
4. |
Оборудование зала для занятий хореографического кружка. |
До 2015 года
|
5. |
Озеленение помещения школы и пришкольного участка. |
До 2015 года |
6. |
Приобретение специальной литературы по теме Программы. |
До 2015 года |
Критерии оценки результатов
Критерии |
Результаты |
Количество заболеваний, в том числе и хронических, степень сопротивляемости организма |
Уменьшение пропусков по болезни. Перераспределение учащихся по группам здоровья. |
Способность к самоуправлению поведением, согласно социальным нормам и правилам |
Снижение количества правонарушений, совершаемых учащимися. |
Овладение ведущими и другими видами деятельности |
Сформированность умений, навыков по сохранению и улучшению здоровья, позитивная динамика результатов обученности. |
Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы.
1. Функции медицинской службы школы:
- Проведение диспансеризации учащихся школы; - Медосмотр учащихся школы. определения уровня физического здоровья;
- Выявление учащихся специальной медицинской группы;
- Организация работы стоматологического кабинета.
- Медосмотр учащихся школы. определения уровня физического здоровья;
2. Функции директора и его заместителей:
- Общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- Общее руководство по организации валеологической службы в школе;
- Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- Организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
- Организация контроля уроков физкультуры;
- Организация работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- Организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль;
- Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- Организация работы психологической и социальной службы в школе.
|