МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                                      СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
                                                                г.Богородицка Тульской области                                                                                                                   
     
 
                                                                                                              Четверг, 09.05.2024, 05:25
Приветствую Вас Гость
 
                    
                                       
                                                         Главная | Регистрация | Вход | RSS
 

Наш опрос

Мой любимый предмет
Всего ответов: 158

Календарь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Телефон доверия

СОЧИ-2014

Главная » Файлы » Нормативно-правовая база » Образовательные программы

Программа "Здоровье"
22.04.2012, 22:32
I. Введение.
 
 В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. А потому одно из направлений проекта национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" так и называется - здоровье школьников.
 Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание - приоритетные направления государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране.
 И все же статистика подтверждает: показатели здоровья школьников неутешительны.
 К сожалению, здоровье детей вызывает большую тревогу и требует активных действий школы, семьи. Врачи – педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе обучения в школах разного типа. К старым «школьным болезням» : близорукость. сколиоз, анемия – добавились новые. У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства, нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост.
 К социальным причинам ухудшения здоровья детей добавляются школьные факторы: усложнение учебных программ, несоответствие школьной мебели, не всегда полноценное питание .Образовательная среда – понятие комплексное. В него входит всё, что окружает ребёнка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, освещённость, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объём дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками. Как сохранить и улучшить здоровье детей и подростков в режиме школьного дня? Как создать такие условия обучения, чтобы ребенку было комфортно и психологически, и физически, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья?
 Это относится и к нашему ОУ. Анализ динамики здоровья детей с 2006 по 2010 учебные годы обнаружил, что показатели здоровья нестабильны и наблюдается снижение количества детей, не имеющих отклонений в здоровье. В школе сохраняется высокий уровень хронических болезней органов пищеварения. И главная проблема здесь – неправильное питание. Дети приходят в школу с уже сформированными в семье вкусовыми предпочтениями, поведенческими подходами к питанию.
 Группой риска по организации питания являются и школьники старших классов, для которых нормой стали нарушения в режиме питания, предпочтение буфетной продукции, поэтому необходимо в школе создать систему непрерывного гигиенического обучения учащихся и родителей вопросам здорового (рационального) питания как составной части формирования здорового образа жизни. Важно активизировать работу общешкольного родительского комитета по увеличению охвата горячим питанием учащихся средних и старших классов. 
 Не случайно одним из важнейших направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» является здоровьесбережение школьников. Дети проводят в школе значительную часть дня, и, как отметил президент Дмитрий Медведев, «именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь». Поэтому перед педагогами встают две основные задачи: сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в школу, и воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни.
 Заявленная проблема актуальна не только для нашей школы, но и в масштабах страны. Всё это подтверждает, что в образовательных учреждениях необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. ОУ в зависимости от ресурсных условий функционирования, особенностей социального окружения, специфики территории и других факторов выстраивает свою модель работы по сохранению здоровья школьников и формирования ценностного отношения к нему. Подход к укреплению здоровья учащихся должен быть комплексным (медицинская и психологическая помощь, образовательная деятельность: учебная и внеурочная, внешкольная работа и т.д.).
 Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
 Главная наша задача - снизить школьные факторы риска, связанные с неудовлетворительными условиями обучения, нерациональной организацией учебного процесса, низкой двигательной активностью, несоответствием методик обучения возрастным возможностям школьников.
Разработчик Программы:
- директор;
- заместитель директора по ВР;
- учитель физкультуры;
- медсестра.
 В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, педагоги, медицинский работник и технический персонал.
 
II. Нормативно-правовая база программы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон Тульской области «Об образовании»;
- Национальный проект « Наша новая школа»;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
 
III. Цель программы:
- Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы.
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
- Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
- Изменение организации образовательного процесса в школе и внешкольной работы с целью улучшения состояния здоровья и качества жизни детей.
- Создание условий для укрепления, сохранения и компенсации здоровья учащихся через адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям школьников и путем введения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, диагностики уровня актуального развития.
- формирование социально успешного молодого человека с позитивным отношением и мироощущением, обладающего толерантностью, креативностью и навыками здорового образа жизни.
- формирование у школьников и их родителей представления о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
 Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
 
IV. Задачи.
 1. Отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2. Выявление уровня здоровья учащихся и анализ его с целью определения тенденций и перспектив деятельности педагогического коллектива в указанном направлении.
3. Определение факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье учащихся в режиме дня школы. 4. Определение возможностей, условий и основных направлений совместной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
5. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
6. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
7. Организация системы профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
8. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей, подготовка кадров в системе сохранения здоровья учащихся.
9. Разработка нормативно-правового обеспечения.
10.Укрепление материально-технической базы.
11. Соблюдение валеологических требований на занятиях, создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
 
V. Прогнозируемый результат реализации программы.
· Сформированность мотивации на здоровый образ жизни у всех участников образовательного процесса.
· Постепенное снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
· Сформированность валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей.
· Создание школьной модели профилактики и коррекции социально-вредных явлений (табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания).
· Создание школьной модели социально-педагогической поддержки детей «Группы риска».
· Организация совместной деятельности медицинской сестры, психолога, педагогов по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности.
· Осуществление систематического контроля за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров.
· Проведение мониторингов здоровья, физической активности, двигательной активности.
· Создание банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося и использование этих данных для медико – психолого – педагогического сопровождения учащихся.
· Внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей. Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
· Позитивная динамика результатов обученности за счет сохранения количества уроков, пропущенных по болезни.
· Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьниками через овладение ЗОЖ.
· Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.
· Повышение уровня психологической комфортности в системе «ученик – учитель».
· Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.
· Создание единого здоровьесберегающего пространства «детский сад – школа – учреждение культуры».
· Главное: здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.
 
VI. Участники программы.
Учащиеся;
Классные руководители;
Учителя – предметники;
Школьная медсестра;
Технический персонал;
Врач – педиатр, закрепленный за учреждением;
Врачи – специалисты;
 
Родители. VII. Основные направления деятельности.
Интеграция образовательного и оздоровительного процесса – научно-обоснованная и строго регламентированная.
 
п/п

Направления

Сроки

1.

Создание оздоровительной модели образовательного учреждения

до 2015 г

2.

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям

Сентябрь - ноябрь

3.

Валеологический анализ расписания уроков

Сентябрь, январь

4.

Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-4-е классы).

 В течение всего года

5.

Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов.

В течение всего года

6.

Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии. ОБЖ и др.

В течение всего года

7.

Контроль за выполнением норм самообслуживания.

Октябрь, декабрь, март.

8.

Контроль за правильным использованием ТСО

Ноябрь,февраль.

9.

Валеологический анализ урока

Декабрь

10.

Повышение валеологической грамотности учителей.

Январь

11.

Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов

Май

12.

Ввести в школьный курс предмет «Валеология».

Сентябрь



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных
факторов среды обитания.
 
№ п/п

Направления

Сроки

1.

Создание паспорта «Здоровье.». Сентябрь – октябрь

2.

Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). Октябрь – март

3.

Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. Сентябрь – март

4.

Запуск медико – педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении их в школу (с учётом сложности программы обучения). Апрель - май

5.

Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. . Профилактическая и коррекционная работа.Сентябрь В течение всего года

6.

Своевременное выявление факторов риска для здоровья и развития детей. Разработка мероприятия по их устранению. В течение всего года

7.

Осуществление медико-психолого-педагогического мониторинга при зачислении детей в школу. март, август
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Пофилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявления отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
 

№ п/п

Направления

Сроки

1.

Плановый медосмотр. Сентябрь, январь

2.

Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов.
Сентябрь – октябрь

3.

Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов. В течение всего года

4.

Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация. В течение всего года

5.

Плановая диспансеризация учащихся и педагогов. Октябрь, май

6.

Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов). В течение всего года

7.

Контроль за состоянием рабочей мебели. Ноябрь, февраль

8.

Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации. Январь, май

9.

Плановая диспансеризация учащихся. Февраль – апрель

10.

Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещении школы. Май - август
 







 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа - скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс (в частности, курса валеологии для учащихся младших, средних, старших классов).
 

№ п/п

Направления

 Сроки

1.

Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно – воспитательного процесса. Сентябрь – ноябрь

2.

Обеспечение научно – методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов. В течение всего года

3.

Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов. Декабрь - январь

4.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации ЗОЖ (педсоветы, работа ШМО, совещания, курсы). В течение всего года

5.

Выявление здоровьесберегающего потенциала школьного урока. В течение всего года

6.

Разработка программы наблюдений за здоровьесберегающим потенциалом уроков и посещение их в соответствии с разработанным графиком. В течение всего года
 
 


 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Информационно – просветительская работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
 

№ п/п

 Направления

Сроки

1.

Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дней здоровья. В течение всего года

2.

Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек). В течение всего года

3.

Создание банка материалов «За здоровый образ жизни». К 2015 году

4.

Проведение школьных конкурсов: «Самый здоровый класс», «Спортсмен года» и т.д. В течение все-го года

5.

Сотрудничество с родителями (просвещение, привлечение к деятельности, выработка совместных решений и т.д.). В течение все-го года
 

Создание материально-технической базы:
 
 п/п

Направления

Сроки

1.

Создание профилактического кабинета и комнаты отдыха. До 2015 года

2.

Приобретение тренажёров, спортивного инвентаря. До 2015 года

3.

Оборудование спортивной площадки. До 2015 года

4.

Оборудование зала для занятий хореографического кружка. До 2015 года

5.

Озеленение помещения школы и пришкольного участка. До 2015 года

6.

 Приобретение специальной литературы по теме Программы. До 2015 года
 
 



 


 
 
 
 
 
 
 
 
Критерии оценки результатов
 
 

Критерии

Результаты

Количество заболеваний, в том числе и хронических, степень сопротивляемости организма  Уменьшение пропусков по болезни. Перераспределение учащихся по группам здоровья.
Способность к самоуправлению поведением, согласно социальным нормам и правилам Снижение количества правонарушений, совершаемых учащимися.
Овладение ведущими и другими видами деятельности Сформированность умений, навыков по сохранению и улучшению здоровья, позитивная динамика результатов обученности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы.
 
 1. Функции медицинской службы школы:
-  Проведение диспансеризации учащихся школы; - Медосмотр учащихся школы. определения уровня физического здоровья;
-  Выявление учащихся специальной медицинской группы;
-  Организация работы стоматологического кабинета.
- Медосмотр учащихся школы. определения уровня физического здоровья;
 
2. Функции директора и его заместителей:
- Общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
-  Общее руководство по организации валеологической службы в школе;
- Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- Организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
- Организация контроля уроков физкультуры;
- Организация работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль; 
- Организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль;
- Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- Организация работы психологической и социальной службы в школе.
 
 
Категория: Образовательные программы | Добавил: shk-malcev
Просмотров: 4244 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: