МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                                      СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
                                                                г.Богородицка Тульской области                                                                                                                   
     
 
                                                                                                              Понедельник, 29.04.2024, 19:01
Приветствую Вас Гость
 
                    
                                       
                                                         Главная | Регистрация | Вход | RSS
 

Наш опрос

Мой любимый предмет
Всего ответов: 158

Календарь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Телефон доверия

СОЧИ-2014

Главная » Файлы » Методическая работа » Планы методической работы

Из опыта работы
11.07.2014, 20:03

Цели. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, экологическую культуру.            

Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с изменениями, происходящими в мире живой природы в это время. Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях.

                   Развивать мышление, наблюдательность, учить анализировать, обобщать, сравнивать.

 

          

 Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
  • Презентация к уроку

    Плешаков «Окружающий мир» издательство Просвещение.  

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы – умные, мы – дружные, мы – внимательные, мы – старательные, мы отлично учимся. Всё у нас получится!

- Я вижу, что все вы готовы к уроку, настроение отличное. Значит вперед за маленькими открытиями.(слайд 1)

  1. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:(слайд 2)

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?     (Зимой)

 - Я вас приглашаю в гости к зиме.  (слайд 3)

Письмо от мальчика, который всегда и во всём сомневается

 

«С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своём стихотворении:

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…»

 

- Что ответить мальчику?

- Что вы по этому поводу думаете?

- Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить?

-  Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?

(Высказывания детей)

 

- Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика и поэта. Вопрос остается нерешенным.

Сообщение целей урока:

 

- Нам надо доказать мальчику, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить

- Что для этого надо сделать?

- Найти как можно больше примеров из жизни растительного и животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы

Неживая природа зимой.

-Утром собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно. Зачем? Прежде чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.  А в старину погоду предсказывали по приметам. Какие зимние приметы вы знаете? (Дым столбом - к морозу. Если ночью был иней  - днем снега не выпадет. Вороны и галки садятся на вершины деревьев  - к морозу.  Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. Воробьи прячутся в хворост – жди мороза.)  -Назовите зимние месяцы. (слайд 4,5,6,7.)
-Когда наступает зима?

- По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Давайте назовем признаки зимы (Работа с учебником) (слайд 8)

Физминутка для глаз.

 

- Проверка кроссворда. (слайд 9-17)

- Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. (слайд 18)  Зима – трудный период в жизни растений и животных.

 

  1. Живая природа зимой. Растения.

- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.(слайд19,20)

- На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)

 

-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

 

- Как зимуют лиственные деревья и кустарники?

- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

- Как зимуют хвойные растения?

- Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.

 

 

 

- Как зимуют травянистые растения?

-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
-Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

  

  1. Физкультминутка.  (слайд 21)

 

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)                                                                       

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)                                               

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

 

  1. Живая природа зимой. Животные.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками)

 

  1. –На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.)  (слайд 22)
  2. Работа в группах (учебник с. 71- 72)

- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с насекомыми, рыбами и птицами зимой. Будем работать в группах.

 

Устав группы.

1.Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

 

Как проводят зиму насекомые .

а ) Первая группа готовит рассказ о насекомых.

О том как проводят зиму насекомые прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1

1. Мы прочитали о ______________________

2. Нам  удалось выяснить, что _______________________

3. Оказывается, __________________________

4. Мы сделали заключение, что_____________________

 

Как проводят зиму рыбы ?

 

 

 

б ) Вторая группа готовит рассказ о рыбах. О том как проводят зиму рыбы прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1

 

 

в )Как проводят зиму птицы?  Третья группа готовит рассказ о птицах. О том как проводят зиму птицы  прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1

 

г ) Четвертая группа готовит ответ на вопрос: Что для птиц страшнее: холод или голод?

- Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

VII. Домашнее задание (слайд 23)

4. Инсценировка (пресс – конференция для животных)

    - Чтобы узнать, как зимуют некоторые звери, я предлагаю на опушке леса устроить пресс-конференцию для  диких животных. А мы с вами будем журналистами и корреспондентами. Вы зададите им вопросы, которые вас интересуют. Угадайте, кто придет к нам на пресс-конференцию?

 

- Отгадайте загадки

 

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.          (слайд 24,25)  

 

 

Хозяин лесной

Просыпается весной,

 А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.     (слайд 26,27)

 

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.               (слайд 28,29)

 

- Правильно, ребята. К нам на пресс-конференцию пришли белка, медведь и заяц. Первое слово предоставляется белке.    (слайд 30)

 

 Белка.  Гнездо у меня в дупле, прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище застилаю мхом, лишайником, сухими веточками, листьями и шерстью. В моем гнезде обычно 2 выхода, в сильные морозы я затыкаю их

лишайником или хвостом. Иногда у меня бывает до тридцати гнезд в разных местах.)

 

- Вопрос журналистов

-Белка, чем ты питаешься зимой?

Белка.  На зиму я заготавливаю до 600 граммов сухих грибов. А ещё прячу в кладовые орехи, желуди, зерна, сухие ягоды

- Спасибо белка.

 

     -  Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

  Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы.

 

- Ребята, а какие еще животные делают запасы на зиму? (Хомяки, суслики, мыши, полевки)

- Теперь слово предоставляется зайцу

Заяц.  Я большой мастер запутывать следы, чтобы сбить с толку своего врага. И бегун я отменный. Во время погони могу пробежать за 1 час 70 километров.

- Вопрос журналистов

- Заяц, чем ты питаешься зимой?

 

 

 

Заяц.  Ем веточки осины, берёзы, клена. С веток более толстых деревьев обгрызаю кору. Не откажусь и от сена, морковки или капусты.

- Как спасаешься от мороза?

 

Заяц.  Весь день провожу в укромных местах – под поваленным стволом, под пнём или в кустах. В сильные морозы рою в снегу глубокие норы, сплю не закрывая глаз.

- Спасибо, заяц

- Ребята, а какие ещё животные зимой ищут корм в природе? (Волки, рыси, лоси, кабаны)

 

 

- И, наконец, слово предоставляется медведю.

Медведь.  Зимой я сплю. Осенью и летом жира нагуляю и отдыхаю в тёплой берлоге, которую устраиваю в сухом месте, в углублении, под вывернутым с корнем пнем.

- Вопрос журналистов

- А правда ли, что медведь лапу сосет?

Медведь.  Нет, я её просто лижу. Зимой на подошве лап отслаивается и слезает старая, загрубевшая кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет. Облизывая лапы. Горячим языком, причмокиваю губами. Вот и кажется, что я лапу сосу.

- Вопрос журналистов

- Может ли медведь зимой проснуться?

Медведь.  Иногда это случается. От сильного холода, голода или стрельбы. Если проснусь, то до конца зимы не засыпаю, а брожу по лесу. И уж лучше со мной, голодным и злым не встречаться.

- Спасибо, медведь.

 

- Ребята, а какие животные, как и медведь тоже впадают в спячку? (Хомяки, барсуки, летучие мыши)

Обобщение.

- Зима – трудное время в жизни животных. Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена,  раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.

 

 

 

VIII.  Закрепление .

1. Работа в группах

- Сейчас мы продолжим работу в группах. Игра «Рассели животных по домикам»   (слайд 31)

  1. Итог урока. Рефлексия

- Сегодня мы побывали в гостях у зимы.

- Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы? (Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость изменений может замедляться)    (слайд 32)

- Какой ответ мы можем теперь дать мальчику?

( О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?)

- Что запомнили на уроке?

- Чему научились?

- Какое задание было самое интересное?

- Что вас удивило на уроке?

- Что понравилось?

  -Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему, поднимите зеленый квадрат.

-Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать активнее, поднимите синий квадрат.

- Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите красный квадрат.

 

 

-Сегодня мы побывали в гостях у зимы, а у нас в классе тоже были гости. Давайте поблагодарим их за внимание и попрощаемся с гостями. (слайд  33)

Категория: Планы методической работы | Добавил: shk-malcev
Просмотров: 578 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: