Цели. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, экологическую культуру.
Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с изменениями, происходящими в мире живой природы в это время. Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях.
Развивать мышление, наблюдательность, учить анализировать, обобщать, сравнивать.
Оборудование:
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
- Презентация к уроку
Плешаков «Окружающий мир» издательство Просвещение.
Ход урока.
- Организационный момент.
Мы – умные, мы – дружные, мы – внимательные, мы – старательные, мы отлично учимся. Всё у нас получится!
- Я вижу, что все вы готовы к уроку, настроение отличное. Значит вперед за маленькими открытиями.(слайд 1)
- Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:(слайд 2)
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- Я вас приглашаю в гости к зиме. (слайд 3)
Письмо от мальчика, который всегда и во всём сомневается
«С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своём стихотворении:
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…»
- Что ответить мальчику?
- Что вы по этому поводу думаете?
- Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить?
- Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?
(Высказывания детей)
- Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика и поэта. Вопрос остается нерешенным.
Сообщение целей урока:
- Нам надо доказать мальчику, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить
- Что для этого надо сделать?
- Найти как можно больше примеров из жизни растительного и животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы
Неживая природа зимой.
-Утром собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно. Зачем? Прежде чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды. А в старину погоду предсказывали по приметам. Какие зимние приметы вы знаете? (Дым столбом - к морозу. Если ночью был иней - днем снега не выпадет. Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. Воробьи прячутся в хворост – жди мороза.) -Назовите зимние месяцы. (слайд 4,5,6,7.)
-Когда наступает зима?
- По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Давайте назовем признаки зимы (Работа с учебником) (слайд 8)
Физминутка для глаз.
- Проверка кроссворда. (слайд 9-17)
- Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. (слайд 18) Зима – трудный период в жизни растений и животных.
- Живая природа зимой. Растения.
- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.(слайд19,20)
- На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)
-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)
![](file:///C:\Users\VOLKOV~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image002.gif)
- Как зимуют лиственные деревья и кустарники?
- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.
- Как зимуют хвойные растения?
- Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.
- Как зимуют травянистые растения?
-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
-Какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.
- Физкультминутка. (слайд 21)
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
- Живая природа зимой. Животные.
|
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками)
|
- –На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (слайд 22)
- Работа в группах (учебник с. 71- 72)
- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с насекомыми, рыбами и птицами зимой. Будем работать в группах.
Устав группы.
1.Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Как проводят зиму насекомые .
а ) Первая группа готовит рассказ о насекомых.
О том как проводят зиму насекомые прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1
1. Мы прочитали о ______________________
2. Нам удалось выяснить, что _______________________
3. Оказывается, __________________________
4. Мы сделали заключение, что_____________________
Как проводят зиму рыбы ?
б ) Вторая группа готовит рассказ о рыбах. О том как проводят зиму рыбы прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1
в )Как проводят зиму птицы? Третья группа готовит рассказ о птицах. О том как проводят зиму птицы прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1
г ) Четвертая группа готовит ответ на вопрос: Что для птиц страшнее: холод или голод?
- Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?
VII. Домашнее задание (слайд 23)
4. Инсценировка (пресс – конференция для животных)
- Чтобы узнать, как зимуют некоторые звери, я предлагаю на опушке леса устроить пресс-конференцию для диких животных. А мы с вами будем журналистами и корреспондентами. Вы зададите им вопросы, которые вас интересуют. Угадайте, кто придет к нам на пресс-конференцию?
- Отгадайте загадки
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (слайд 24,25)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (слайд 26,27)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (слайд 28,29)
- Правильно, ребята. К нам на пресс-конференцию пришли белка, медведь и заяц. Первое слово предоставляется белке. (слайд 30)
Белка. Гнездо у меня в дупле, прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище застилаю мхом, лишайником, сухими веточками, листьями и шерстью. В моем гнезде обычно 2 выхода, в сильные морозы я затыкаю их
лишайником или хвостом. Иногда у меня бывает до тридцати гнезд в разных местах.)
- Вопрос журналистов
-Белка, чем ты питаешься зимой?
Белка. На зиму я заготавливаю до 600 граммов сухих грибов. А ещё прячу в кладовые орехи, желуди, зерна, сухие ягоды
- Спасибо белка.
- Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы.
- Ребята, а какие еще животные делают запасы на зиму? (Хомяки, суслики, мыши, полевки)
- Теперь слово предоставляется зайцу
Заяц. Я большой мастер запутывать следы, чтобы сбить с толку своего врага. И бегун я отменный. Во время погони могу пробежать за 1 час 70 километров.
- Вопрос журналистов
- Заяц, чем ты питаешься зимой?
Заяц. Ем веточки осины, берёзы, клена. С веток более толстых деревьев обгрызаю кору. Не откажусь и от сена, морковки или капусты.
- Как спасаешься от мороза?
Заяц. Весь день провожу в укромных местах – под поваленным стволом, под пнём или в кустах. В сильные морозы рою в снегу глубокие норы, сплю не закрывая глаз.
- Спасибо, заяц
- Ребята, а какие ещё животные зимой ищут корм в природе? (Волки, рыси, лоси, кабаны)
- И, наконец, слово предоставляется медведю.
Медведь. Зимой я сплю. Осенью и летом жира нагуляю и отдыхаю в тёплой берлоге, которую устраиваю в сухом месте, в углублении, под вывернутым с корнем пнем.
- Вопрос журналистов
- А правда ли, что медведь лапу сосет?
Медведь. Нет, я её просто лижу. Зимой на подошве лап отслаивается и слезает старая, загрубевшая кожа. Молодая нежная кожица чешется и мёрзнет. Облизывая лапы. Горячим языком, причмокиваю губами. Вот и кажется, что я лапу сосу.
- Вопрос журналистов
- Может ли медведь зимой проснуться?
Медведь. Иногда это случается. От сильного холода, голода или стрельбы. Если проснусь, то до конца зимы не засыпаю, а брожу по лесу. И уж лучше со мной, голодным и злым не встречаться.
- Спасибо, медведь.
- Ребята, а какие животные, как и медведь тоже впадают в спячку? (Хомяки, барсуки, летучие мыши)
Обобщение.
- Зима – трудное время в жизни животных. Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена, раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.
VIII. Закрепление .
1. Работа в группах
- Сейчас мы продолжим работу в группах. Игра «Рассели животных по домикам» (слайд 31)
- Итог урока. Рефлексия
- Сегодня мы побывали в гостях у зимы.
- Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы? (Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость изменений может замедляться) (слайд 32)
- Какой ответ мы можем теперь дать мальчику?
( О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?)
- Что запомнили на уроке?
- Чему научились?
- Какое задание было самое интересное?
- Что вас удивило на уроке?
- Что понравилось?
-Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему, поднимите зеленый квадрат.
-Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать активнее, поднимите синий квадрат.
- Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите красный квадрат.
-Сегодня мы побывали в гостях у зимы, а у нас в классе тоже были гости. Давайте поблагодарим их за внимание и попрощаемся с гостями. (слайд 33) |