Тема: Путешествие Незнайки в страну «Насекомию».
Цель: Познакомить учащихся с Классом Насекомые.
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся представления о многообразии мира насекомых.
Развивающая: развивать мыслительные процессы, связную устную речь; развивать зрительное восприятие, долговременную память, концентрацию и объем внимания.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней в повседневной жизни.
Предметные результаты:
- знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног;
- приводить примеры насекомых;
- узнавать насекомых на рисунке;
- определять насекомых с помощью атласа-определителя,
- выявить важнейший признак насекомых;
- пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе.
Метапредметные результаты:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассматривать иллюстрации учебника;
- извлекать из них информацию о строении насекомых;
- сравнивать части тела различных насекомых;
- осуществлять самопроверку;
- сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
- осознавать многообразие и красоту насекомых.
Тип урока: обобщение.
Методы: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.
Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация рисунков, фото, схем.
Наглядные пособия:
- Коллекции насекомых.
- Наглядные пособия: отдельные сюжетные картинки.
- Аудиосредства обучения (Музыкальный фрагмент «Полет шмеля» из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»)
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, ноутбуки, коллекция насекомых
Самостоятельная работа: тестирование.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Мы в путешествие за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы конца пути нам достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись!
Мы начнем урок необычно, а поможет нам Незнайка и гости, которые к нам пришли. Мы попросим их стать на время членами жюри.
Приветствие (командир, название команды и девиз)
II. Повторение изученного материала.
Задание 1. Отряд, тип развития.
Задание 2. Насекомое признаки, значение.
Тест. Разминка. Работа с компьютером, самопроверка. (Музыкальный фрагмент «Полет шмеля» из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»). Физкультминутка. (Во время физкультминутки включается музыкальное сопровождение фрагмента «Полёт шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»).
«Пчёлка»
Пчёлка по лугу летела
И на кашку тихо села.
Посидела, посмотрела.
Потянулась к солнышку.
Улыбнулась, усмехнулась, подбочась
За работу принялась.
Задание 3. Р.К.
Задание 4. Питание насекомых.
Задание 5. Зрительное восприятие, концентрацию и объем внимания (5 насекомых: репейница, павлиний глаз, 2 божьи коровки и муравей)
Загадки про насекомых
«Сундук знаний»
Рубрика «Это интересно»
- Самое большое насекомое – бабочка - орнитоптера с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см.
Самое маленькое насекомое – жук - трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник.
Чемпионы в прыжках:
Скарабей – 25 см
Блоха – 30 см
Кузнечик – 60 см
Саранча – 75 см
Чемпионы по полёту:
Муха – 8 км / час
Бабочка – 20 км/ час
Пчела – 22 км/ час
Стрекоза – 42 км/ час
Значение насекомых в природе.
Значение насекомых в природе
Опыляют цветковые Питаются растениями, Питаются другими
растения ограничивают их рост насекомыми, ограничивают
и развитие их численность
Пища для других Уничтожая трупы и Насекомые, живущие в почве,
животных навоз, выполняют способствуют её рыхлению санитарную роль и снабжению кислородом
Занимательные вопросы.
а)Чем стрекочет кузнечик?
(На ноге у кузнечика зазубренки, на крыле - зацепочки. Треск, получается, от трения ноги о крыло).
б) Где у кузнечика ухо?
(Орган слуха у него находиться в голенях передней пары ног)
в)Кто трижды родиться, прежде, чем стать взрослым?
(Бабочка: яичко, гусеница, из куколки- бабочка)
г)Куда осенью деются бабочки?
(Большинство гибнет с первыми холодами. Некоторые забираются в щели деревьев, заборов, домов и там перезимовывают. А ещё улетают на юг)
д)Что случается с пчелой после того, как она ужалит?
(Она гибнет)
е)Без какого насекомого не сможет двигаться танк?
(Без гусеницы)
III. Итог нашего путешествия.
- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?
- А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли мои задания.
-Молодцы, спасибо вам большое!
Вы показали действительно свое мастерство и свои знания по теме: Насекомые. И в завершении я хочу прочитать стихотворение, а наше жюри в это время подведет итоги.
Л.Куклина «Луговая страна».
Кто живет на лугу – скажите –
Голубом, золотом и белом?
Посмотри: каждый здешний житель
Занят нужным и важным делом!
Тащит груз домой муравьишка,
Вот, травинку сгибая ловко,
На вершину ее, как на вышку,
Подымается божья коровка.
Майский жук на листе березы
Отдыхает после полета.
И жужжат над лугом стрекозы,
Так похожие на вертолеты.
Облака в синем небе тают,
Словно сахар в стакане чая,
А над лугом пчелы летают,
Капли меда с цветов получая…
Луг лежит большою страною
Под ногами – лишь наклониться!
Всех зову я следом за мною –
Будем вместе смотреть и учиться!
IV. Домашнее задание.
- Разгадайте кроссворд «Насекомые»
V. Слово жюри.
VI.Самооценивание. (Выставление оценок в дневники)
Рефлексия.
Каких целей мы достигли?
С каким видом животных познакомились?
Почему их так называют?
Что интересного узнали?
Оцените свою работу. На столах у детей бабочки.
Выберите зеленую бабочку, если урок понравился и на уроке работали хорошо.
Красную, если что-то не поняли.
Давайте теперь посадим этих бабочек на ромашку.
Кто получил пользу для себя на уроке пусть «взлетят» бабочки, которые у вас на партах. Спасибо за урок.
Литература:
- Природоведение. 5 класс: учеб.для специальных (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – Мю: Просвещение, 2011. – 1756 с.: ил. – ISBN 978-5-09-020567-2.
- Хрестоматия по чтению. В гостях у природы. Составитель В.В.Волкова. СПб.: «Виктория – Специальная Литература», 1997г. – 304 с.;
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990г. – 335 с.;
- Умный Ивашка. Жар – птица и Золотое зерно: Русские народные загадки / Сост. Г.М.Науменко; худож. В.Синельщикова. – М.: Дет. лит., 1991г. – 64 с.;
- Красная Книга Красноярского края. Под редакцией Е.Е.Сыроечковского и Э.В.Рогачевой. – Красноярское книжное издательство, 1995г. – 406 с.;
- Атлас родной природы. Животные луга. Сост. Е.Т.Бровкина, В.И.Сивоглазов. – М.: Эгмонт Россия, 2002г. – 64 с.;
- Жизнь животных. В 7-ми т. / Под ред. М.С.Гилярова, Ф.Н.Правдина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984г. – 463 с.
- Интернет – ресурсы.
|