МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                                      СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
                                                                г.Богородицка Тульской области                                                                                                                   
     
 
                                                                                                              Понедельник, 29.04.2024, 13:36
Приветствую Вас Гость
 
                    
                                       
                                                         Главная | Регистрация | Вход | RSS
 

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 82

Календарь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Телефон доверия

СОЧИ-2014

Главная » Файлы » Методическая работа » Планы методической работы

Из опыта работы
11.07.2014, 19:40

Цель занятия: повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);

  1. тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к выполнению задания В8 ЕГЭ;
  2. осуществлять эстетическое воспитание, потребность говорить правильно и красиво.

 

Тип эанятия: комбинированный

Форма занятия: групповая, фронтальная.

Методы занятия: частично- поисковый, исследовательский.

Оборудование: компьютер, мультимедийные презентации, тексты произведений для анализа, карточки

 

Этапы эанятия:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей занятия.
  2. . Фронтальная работа: повторение общих вопросов: тропы и фигуры речи, их назначение, работа на соотнесенность средств художественной выразительности с их определениями.
  3. Первичная проверка понимания: выполнение упражнений, презентация.
  4. Закрепление: групповая работа (анализ текстов в мини-группах)
  5. Подведение первых итогов.
  6. Контроль: выполнение задания в формате ЕГЭ.
  7. Выводы, оценивание, домашнее задание.

Ход урока:

 

Организационный момент. - Добрый день, ребята. Рада видеть вас нас своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка.

1.Слово учителя

16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция  «Языковая культура», на которой были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке. 

 

- Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Как же актуальны его слова сегодня!

 

 

  •  
  • носитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется лицо безграничной радости, ибо безграничны сокровища русского языка.
  •  

 

 

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения.

     Как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

1)– Для чего могут использоваться средства выразительности?

(– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности. - Выразительные средства языка наполняют содержание текста образами, украшают его.

-Более того, можно с уверенностью сказать, что выразительные средства языка «вдыхают в текст жизнь)

2). Синквейн   «Средства выразительности»,

Синквейн

Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)

Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема

 

 

3)Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?

 

  • Повторить термины;
  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

II. Повторение.

1) Повторить  по презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

Аллегория

2)

 

 

Тропы

Эпитет

Гипербола

Литота

Ирония

Метафора

Сравнение

Олицетворение

Перифраза

Метонимия

Синекдоха

Оксюморон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Что такое тропы? 

«Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Д.Э., с. 198).

- Для чего используются тропы?

 Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.

2)Задание. Соотнесите тропы и их определения.  (Фронтальная работа).

1) метафора

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) метонимия

б)  сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

3) перифраза

в)  употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4) ирония

г)  замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

5) литота

д)  употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

 

 

  1. Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр107). Эти средства можно назвать выразительными.

 

 

Стилистические фигуры

Антитеза

Плеоназм

Многосоюзие и бессоюзие

Риторический  вопрос

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Парцелляция

Градация

Риторическое обращение

Риторическое восклицание

 Повтор

Анафора

Эпифора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

4)  Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1)  эпифора

а)  расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости

 2) антитеза

б)  пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации

3) эллипсис

в)  повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

4) градация

г)  одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

5) параллелизм

д)  усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

 

5)  Давайте вспомним разницу между двумя понятиями: троп и фигура

 

Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым.

Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.

Самостоятельная работа (по вариантам)

 

Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"

 

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Тропы.

Кроссворд 2

 

По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

 

 

 

III . Развитие умения определять изобразительные и выразительные  средства 

1.

Попробуйте определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах: 

1. Богатый и в будни пирует,

   А бедный и в праздник горюет.

 

 

 

Антитеза

2. И опять стреляют, как в живого,

  В мертвого. В убитого. В меня.

Парцелляция

3. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

   Ни крупицы не прощу врагам.

Градация

4. Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.

Метафора

5. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? 

 Метонимия 6. Он громко рыдающе засмеялся

оксюморон

7. Я был освещен беспомощным солнцем сентября.  

Эпитет

8. Одни дома длиною до звезд, другие до луны. (В.Маяковский).

Гипербола

9. Градоначальник был столь малого роста, что не мог вмещать законов.

                                                                                                (М.С.-Щедрин).

Литота.

10. Грохочет тишина, моих не слыша слов. (А.Ахматова).

Оксюморон.

11. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф.Тютчев).

Параллелизм.

2). Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях

1. В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. (зевгма) 2. Есть тоска весёлая в алостях зари (оксюморон). 3. Наступило вечное мгновение (оксюморон). 4. Дома новы, да предрассудки стары (антитеза). 5. Чёрный вечер – белый снег. (антитеза ). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (оксюморон). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (оксюморон). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении. (зевгма)

3).

– Объясните схему. Назовите виды тропов в следующих предложениях:

Эвфемизм– разновидность перифразы. Эвфемизмы заменяют слова, употребление

которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется

нежелательным.

 

Синекдоха – частный случай метонимии: обозначение целого через его часть.

 4)Самостоятельная работа

 

 

 

5).Работа с текстом. Задание в формате ЕГЭ.

1) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришёл в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. (2) Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришёл самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3) Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.

(4) Дом наш! (5) Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. (7) И не только произведение гениев! (8) Сколько обычаев, милых традиций. (9) Сколько всего накоплено, сохранено. (10) Сколько возможностей. (11) Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними столько алмазов, которые ещё ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12) Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности.

(13) И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14) Это можно легко доказать математически. (15) Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные!17) Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

(Д.С. Лихачёв)

Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. . Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в ответе №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

 Д.С. Лихачёв призывает читателей разделить его чувства по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Для привлечения внимания читателя автор использует ________ в предложениях 4,5 и 16. Сравнивая нашу Землю с собранием превосходных экспонатов, он использует ________ в предложении 17. Противопоставляя земное космическому, автор прибегает к _________ в предложении 1.

Список терминов:

  1. сравнительный оборот
  2. литота
  3. фразеологизм
  4. метафора
  5. парцелляция
  6. восклицательные предложения
  7. антитеза
  8. эпитет

Вариант 2

 

Утенок

1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёр­ные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать­ - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11)  И вот даже от братьев отличился характером.

12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем.

14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать -  ­не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...                               

                                                                                            (по А.И.Солженицыну)

 

А28. В каком предложении  выражена ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса?

  1. 4
  2. 6
  3. 12
  4. 14

 

А29.  Какой тип речи представлен  предложениях 6-11 текста?

  1. все типы речи
  2. описание и повествование
  3. описание
  4. рассуждение

 

А30. В каком предложении используются авторские неологизмы?

  1. 14
  2. 9
  3. 1
  4. 7

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в ответе №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

 

В8. «В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к _____. Создавая образ утенка, автор использует ___ («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), ____ («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёр­ные», «ножки воробьиные» и др.).  Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через ____ (предложение 13)».

 

Список терминов:

 

  1. противопоставление
  2.  архаизмы
  3.   лексический повтор
  4. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  5.  анафора
  6. эпитеты
  7.  гипербола
  8.  риторический вопрос
  9.   неологизмы
  10.   метафора

ОТВЕТ: 1,4,6,7

(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?
      (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
      (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)

      Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).

Список терминов:
      1) метафора
      2) фразеологизм
      3) ключевые слова
      4) синтаксический параллелизм
      5) риторический вопрос
      6) цитата
      7) гипербола
      8) инверсия
      9) эпитеты
      10) сравнительный оборот   

5. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в занятия? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?

- Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры. Вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Это человек, владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать. Только такой человек сможет сберечь свою родину,нашу планету ЗЕМЛЯ, себя! Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.

6     Домашнее задание:тесты 7-11,з. В8.

 

Список использованной литературы:1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10–11кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова – 9-е изд. –

М.: Просвещение, 2003.

2. Галкина Т.И., Тимченко Л.Г. Пособие для подготовки к изложению с творческим

заданием. 11 класс. – Ростов/н/Д: Феникс, 2004

3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для

учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение,

1996.

4. Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный

вариант 2013 г

5. Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный

вариант 2014г.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая

школа", 1974.

7. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский,

 

 

 

Категория: Планы методической работы | Добавил: shk-malcev
Просмотров: 2259 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: