Дополнительное образование в МОБУ СОШ № 10.
(пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования на 2011-2012 учебный год).
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
1-ая ступень (начальное общее образование ) Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил». 2-ая ступень (основное общее образование) Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. 3-я ступень (среднее (полное образование) Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации. Концептуальная основа дополнительного образования детей в школе № 10 При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:
· Принцип непрерывности и преемственности процесса образования. Например, если ребёнку понравилось заниматься в начальной школе в кружке «Умелые руки», то в средней школе он, вероятно, выберет для себя кружок «Художественная обработка древесины» или «Бисеринка».
· Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и Дополнительного образования. Каждый кабинет по сути является центром образования и воспитания, на базе которого проходят не только урочные занятия, но и работа предметных объединений, индивидуальных занятий, осуществляется проектная деятельность.
· Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход).
· Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
· Принцип творчества. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.
· Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
· Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить: целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием; определённую стабильность и постоянное развитие; необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми. В этом учебном году все педагоги дополнительного образования являются учителями школы; достаточно высокая результативность занятий в объединениях ДО объясняется тем, что 62 процента педагогов дополнительного образования имеют первую или высшую квалификационную категорию. В настоящее время 190 учащихся школы занимается в объединениях дополнительного образования различной направленности. Многие посещают два кружка.
Программы дополнительного образования в МОУ СОШ № 10 имеют следующие направленности:
- Физкультурно-спортивную: 1. Лёгкая атлетика. 2. Баскетбол для школьников. 3. Основы здорового образа жизни. 4. Планета здоровья.
- Художественно-эстетическую: 1. Фольклорный. 2. Весёлые карандаши. 3. Хореографический. - Эколого-биологическую: 1. Валеология. 2. Юный химик.
- Туристко-краеведческую: 1. Поисково-краеведческий. 2. Туристический.
- Научно-техническую: 1. Художественная обработка древесины. 2. Бисеринка.
- Социально-педагогическую: 1. Растим патриотов. 2. Православие.
Что касается распределения почасовой нагрузки по возрастным ступеням, то это выглядит следующим образом: начальное общее образование – 8 часов; основное общее образование – 12 часов; среднее (полное) общее образование – 1 час. Количество объединений: № п/пНаправленность доп. образованияКол-во объединений 2010-2011уч. 1. Социально-педагогическая2 2. Физкультурно-спортивная4 3. Художественно-эстетическая3 4.Туристско-краеведческая2 5. Эколого-биологическая2 6.Научно-техническая 2
У всех программ дополнительного образования срок реализации 2011-2012-уч. год. Ведётся работа по совершенствованию содержания дополнительных образовательных программ, а также над повышением квалификации педагогов. Вопросы совершенствования работы объединений дополнительного образования постоянно рассматриваются на предметных методических объединениях и педагогических советах школы. Сегодня система дополнительного образования выступает как педагогическая структура: - максимально приспосабливающаяся к запросам и потребностям учащихся; - обеспечивающая психологический комфорт для всех учащихся, обеспечивающая личностную значимость учащихся, дающая шанс каждому открыть себя как личность; - предоставляющая ученику возможности творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе; - налаживающая взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма; - активно использующая возможности окружающей социокультурной и духовной пищи; - побуждающая учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу; - сочетающая в процессе либерально-вариативной деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий; - обеспечивающая оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. « |